В аграрном бизнесе широким спросом пользуются системы спутникового мониторинга автотранспорта и сельскохозяйственной техники. Спектр задач, которые решают многочисленные системы GPS/ГЛОНАСС контроля и мониторинга довольно-таки большой. Это учет обработанных земельных угодий, визуализация траектории движения, идентификация водителей и механизаторов, контроль и выдача отчетности по расходу топлива и т.д.
Для организации спутникового мониторинга компании-заказчики закладывают бюджет на поставку оборудования, его монтаж на тракторы, комбайны, автомобильную технику, на обслуживание оборудования и абонентскую плату за услуги передачи данных, приобретение соответствующего программного обеспечения. И при этом далеко не все задумаются о спектре задач, которые, возможно, в первом приближении, для руководителей аграрного бизнеса кажутся несвязанными, а в конечном итоге – являются единым целым.
Если опросить руководителей аграрного бизнеса, какие задачи управления производством продукции растениеводства перед ними стоят, то большинство ответит так:
«…Чтобы не воровали, чтобы я знал оперативный ход полевых работ, чтобы видел фактические затраты (в натуральном и суммовом выражении) я нуждаюсь:
- В организации мониторинга сельскохозяйственных работ и автомобильного транспорта с применением средств спутниковой в навигации
- В автоматизации процесса сбора данных с внешних устройств без участия человеческого фактора
- В создании единой информационной системы для планирования и учета, отвечающей требованиям холдинга
- В комплексной автоматизации оперативного, агрономического, регламентированного учета, бюджетирования, план-фактного анализа (как оперативного , так и стратегического)…»
Системы управленческого и регламентированного учета обычно живут своей жизнью. Потребность же собственника – получать на рабочем месте (мобильном либо стационарном) отчетность в виде план-факта по полевым работам, отслеживать в одной единой системе фактические затраты на производство продукции растениеводства, анализировать отклонения по бюджетам и оперативно реагировать путем принятия соответствующих управленческих решений.
Подходя к этому вопросу у различных компаний разная «стартовая площадка».
У кого-то имеется система учета путевых и учетных листов вкупе с системой регламентированного (либо отдельно). В то же время фактический сбор информации и ходе работ и план-фактный анализ производится «вручную». При этом техника оборудована датчиками и учетчики диспетчерского центра анализируют работы по трекам, отображаемым на сервере. Это - с точки зрения того, что есть.
В зависимости от квалификации персонала, финансовых возможностей компании, объема земельных угодий и территориальной раздробленности и удаленности от центра отличаются и приоритеты решаемых задач холдингами России, Украины, Казахстана…У кого-то это организация диспетчерского центра для мониторинга работ и учета прямых затрат. У кого то это построение системы планирования и бюджетирования без изменения системы фактического учета затрат (регламентированного учета).
Компания «ЦентрПрограммСистем», в которой я работаю, имеет богатый опыт разработки и интеграции систем учета и планирования с системами спутникового GPS/ГЛОНАСС мониторинга и всегда готова, с одной стороны поделиться опытом и помочь компаниям-Заказчикам решить задачи управления аграрным бизнесом. С другой стороны, компании, представленные на рынке систем мониторинга техники, благодаря сотрудничеству с нами, повышают качество поставляемого ПО мониторинга и услуг. На основании опыта работы с крупными холдинговыми структурами стран постсоветского пространства нами подмечены следующие требования к системам мониторинга техники от аграрных компаний:
- точность работы оборудования по расходу топлива, точность математики по расчету объема выполненных работ в настоящий момент не позволяет использовать полученные цифры для начисления заработной платы и списания ГСМ. Пока – только для оперативного учета и анализа.
- необходимо, чтобы системы мониторинга техники отдельно отражали операции и расход топлива как на полях, так и на перегонах между полями и с места стоянки
- требуется привязка работ к конкретному механизатору, выполнявшему работу
- важно обеспечить привязку нормативов по виду работ к комплексу «техника-агрегат»
- важно правильно рассчитывать обработанные площади при выполнении одинаковой работы на одном поле несколькими единицами техники
- важно отображать заправки и сливы топлива
В результате удовлетворения этих требований, интеграции систем мониторинга техники с информационно-аналитической системой «ЦПС:АгроХолдинг» управляющие компании значительно повышают уровень управления своим аграрным бизнесом.
Заместитель генерального директора по коммерции ООО "ЦентрПрограммСистем"
Зайцев Сергей