Ни для кого не секрет, что благоустройство поселков и сел связано напрямую с возможностями районных и сельских бюджетов. При этом далеко не везде есть предприятия, налоги которых позволяют сельским территориям существовать безбедно и развиваться. Гораздо типичнее ситуация, когда муниципалитет находится практически в полной зависимости от регионального центра и распределяемых им субсидий.
Как правило, основной источник доходов муниципалитетов — земельный налог и налог на имущество физических лиц. Однако не все владельцы земельных участков и объектов недвижимости горят желанием их регистрировать, уклоняясь от уплаты налогов. При этом довольно частое явление – заброшенные дома и участки с неясной ситуацией по праву собственности, которые не используются по прямому назначению, но и проданы быть не могут.
У ряда объектов и вовсе нет хозяев с советских времен: это участки инженерных сетей, автомобильных и даже железных дорог, коммуникации, сооружения. Путаница с базами данных, неточности в документах, утрата идентифицирующей информации, отсутствие грамотной инвентаризации земель и объектов на территории муниципалитетов до сих пор во многих местах - обыденное явление, которое существенно влияет на то, насколько качественно пополняется муниципальный бюджет.
По закону каждый муниципалитет имеет право формировать базу муниципальной собственности, которая затем используется в интересах увеличения доходной части бюджета. С этой целью администрациями районов и сельских поселений приобретаются права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество.
Брошенная и бесхозяйная недвижимость есть во многих поселках, селах, районных центрах. Поэтому крайне важно для муниципалитетов такие объекты выявить и оформить в муниципальную собственность. Эта задача – одна из наиболее значимых в управлении имуществом для любых населенных пунктов. Причем тут серьезную роль играет не только финансовый фактор, но и вопрос безопасности. Заброшенные дома и элементы инфраструктуры могут быть использованы совсем не по назначению. А авария, произошедшая по причине плачевного состояния асфальта на бесхозном участке дороги, находящемся на территории муниципалитета, повлечет за собой судебное разбирательство.
Поэтому муниципалитеты напрямую заинтересованы в пополнении своей собственности бесхозяйной недвижимостью. Правовой статус брошенных и ничейных объектов, а также правила их присвоения закреплены в гражданском законодательстве. А наряду с этим городские и сельские советы народных депутатов могут принимать нормативно-правовые акты, которые выстроят удобный механизм перевода бесхозяйного имущества в собственность муниципалитета.
Подали пример
Решение конкретной проблемы «домов без хозяина» было найдено в Белгородской области: в начале 2017 года был обнародован проект «Белгородчина - территория без брошенных усадеб». Ряд нормативно-правовых актов позволил на местном уровне проработать механизмы перевода брошенных домовладений в собственность райцентров и сельских поселений. Проект стал одним из этапов областной программы по развитию территорий, которая активно реализуется в регионе.
Для информационной поддержки региональной программы и повышения ее эффективности была создана геоаналитическая система «Инфоресурс». Ее возможности используются для организации работы местных властей по всем направлениям, связанным с реализацией поставленных задач, в частности, для инвентаризации земель и другой недвижимости. Частью этой системы стал цифровой модуль по управлению брошенными домовладениями. Работает он предельно просто, но пользу приносит немалую.
Чтобы навести у себя порядок, сотрудники муниципалитетов отправляются «в рейд» по заброшенным домовладениям и делают снимки на телефон, где установлено специальное мобильное приложение. Приложение направляет фотографии с привязкой к местности на сервер (на каждый район создается геоинформационная карта), где автоматически формируются фотогалереи для каждого объекта. Затем выясняется его правовой статус по базе Росреестра, кадастровой службы, информация о владельцах либо их отсутствии, после чего предпринимаются шаги к изменению ситуации с «заброшенностью» домовладения. Если у дома есть собственник, то ему направляется уведомление о необходимости навести порядок на своей земле. Если дом и земля бесхозяйные, они переводятся в муниципальную собственность. После этого участок и дом выставляются на продажу.
Инвентаризация в районах Белгородской области выявила более 10,5 тысяч брошенных домовладений. Из них бесхозными оказались меньше тысячи. Почти 7 тысяч находятся в собственности, их владельцев уведомили о необходимости привести в порядок свое имущество. Более 2,5 тысяч домовладений выморочные, на которые в силу обстоятельств никто не претендует или наследники отказываются получать права. Весной начались продажи переведенных в муниципальную собственность брошенных домовладений.
Ожидаемый в 2019 году экономический эффект за счет реализации проекта «Белгородчина - территория без брошенных усадеб», по оценкам департамента цифрового развития региона, должен составить порядка 600 миллионов рублей. А сама система «Инфоресурс» была высоко оценена экспертами цифровой отрасли и получила первое место на конкурсе инновационных информационных проектов «ПРОФ-IT.2019».
По уму
Цифровой модуль по управлению заброшенными домовладениями способен принести существенную пользу многим сельским районам нашей страны. Как элемент общей системы, он всегда может быть дополнен модулями по инвентаризации земель, коммуникаций инженерных сетей и сооружений.
Муниципалитеты, с которыми представители компании-разработчика вели переговоры, отмечают высокую потребность и заинтересованность в подобном решении. Однако реализация цифрового проекта заходит в тупик всякий раз, как встает вопрос о том, кто будет оплачивать внедрение и саму геоинформационную систему.
Как отмечают эксперты, все-таки главным субъектом, заинтересованным в получении полной картины бесхозяйного имущества на всей территории, должен быть регион, аккумулирующий всю информацию для принятия управленческих решений. И тогда логично, что сервер должен находиться в департаменте имущества или департаменте цифровизации того или иного региона. Именно сюда будет стекаться цифровая информация по брошенным и бесхозяйным домам, дорогам, сетям, сооружениями. И именно отсюда эта информация будет предоставляться всем заинтересованным лицам. На местах, в районах потребуется только организовать рабочие места для работников местных администраций, которые будут отвечать за реализацию своего участка проекта. Немаловажным при такой алгоритме работы будет и вопрос разделения доступа к информации и ее защиты. При этом финансирование на эти мероприятия можно будет формировать одним пакетом в региональных бюджетах, что позволит муниципалитетам не закладывать собственные средства на поддержание и дальнейшее развитие системы.
Решение гармонично вписывается в государственную программу по цифровизации российской экономики. При этом в регионах, оно может работать как самостоятельный модуль к уже существующим информационным системам, так и стать отправной точкой для выстраивания таких систем по принципу «от малого к большому».
Очевидно, что принятие решений по внедрению такого модуля будет зависеть от готовности регионов к работе с большими данными, а также заинтересованности ответственных лиц в повышении эффективности и прозрачности своей работы.
Источник:https://www.it-weekly.ru/it-news/support/149359.html